MaxLion (maxlion) wrote,
MaxLion
maxlion

Categories:

Продолжение ремонта «Радиотехники ЭП-101»

Найдите отличия до...
...и после

Во второй части ремонта проигрывателя — традиционная для советской техники замена электролитов. Прогулялся в «ТВ-Сервис», предварительно переписав на листочек список конденсаторов на плате питания (с радиаторами) и усилителя. Стоимость ремонта составила 41 рубль (без учета стоимости работы).

[Еще немного букв и картинок]
Коварный К50-12 с тремя выводами катода
Коричневые пятна на плате и кондёрах — это вытекший от разгерметизации электролит. Такие кондёры — фтопку.
До SMD еще далеко...

Для демонтажа кондёра типа К50-12 пришлось слишком долго водить паяльником по печатной плате, разогревая контакты, в результате токопроводящие дорожки отслоились от текстолита. Пришлось делать перемычку из олова, а дорожки, которые соединялись «массой» кондёра, соединять короткими отрезками монтажного провода от старого системника. Такая коварная разводка дорожек на плате незнающему человеку доставит немало трудностей при замене конденсаторов на новые, когда окажется, что схема не работает.

Современная элементная база, как наглядно видно на двух верхних фото, позволяет уменьшить общий размер плат чуть ли не вдвое, что и было сделано позднее, в аппаратуре 90-х годов прошлого века. Что характерно, в платах завода рижского радиозавода в некоторых местах засверливались на одной дорожке две дырки — одна под «советский кондёр», вторая — на меньшем расстоянии — под зарубежную элементную базу. Это может быть моим домыслом, но вполне вероятно, что рижане для «своих» выпускали аппаратуру с более компактными и чаще более качественными иностранными компонентами, а для «совка» гнали модели, удешевленные Абовянским конденсаторным заводом.

Характерная особенность электролитических конденсаторов — они могут взрываться! Но только советские. Взорвавшись где-нибудь в телевизоре, они могут осколками корпуса разрушить соседние элементы на плате или замкнуть какие-нибудь интересные выводы на плате. Именно из-за этой неприятной особенности на современных электролитах делают штамповку в виде креста — при закипании электролита они просто раскрываются и выпускают белый дым с характерным запахом. Чтобы посмотреть, как это происходит, достаточно на такой кондёр подать переменное напряжение вместо постоянного. Так как у полярных кондёров проводимость в обратную сторону намного хуже, чем в прямом направлении, а переменка есть движение тока «туда-сюда» с частотой 50 Гц, он начинает греться, электролит закипает и — пш-ш-ш-ш! Впрочем, если напряжение намного превосходит номинал кондёра, то может быть и пх-х-х! или ба-а-ах! или даже брамс! Если кто не хочет проводить опыты дома, можете посмотреть, как забавляются люди на Youtube.

Если кто-то, вдохновившись картинками, захочет заменить в старом магнитофоне или проигрывателе советские электролиты, имейте в виду, что при замене нужно соблюдать ту самую полярность, которая обозначается на платах знаком «+» у соответствующей дорожки. А на современных кондёрах один из выводов помечается знаком «–» на корпусе. Если полярность будет перепутана, то в зависимости от схемы может поменяться полярность питания от стабилизатора или, например, «плюс» пойдет от стабилизатора прямо на транзисторы выходного каскада мощника, спалив их. В результате стоимость ремонта увеличится, причем, транзисторы стоят на порядок дороже кондёров.

Итак, состояние проигрывателя ЭП-101 постепенно приближается к идеальному. До полной реставрации вертушки остается сделать ей новый ящик взамен нынешнего с треснувшей фанерой, положить в тонарм провода достаточной длины (после замены трубки тонарма провода коротковаты) и заменить головку на что-нибудь зарубежное начального уровня.

Tags: Радиолюбитель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments