MaxLion (maxlion) wrote,
MaxLion
maxlion

Categories:

Интернет-провайдеры — максимальная прибыль при минимальной ответственности?

КДПВ от сайта YaPlakal.com. Ну-ну, вычислите меня по IP, мне аж интересно стало!

«...там, где основным моральным законом и ведущим принципом демократии являются слова «не наеб#шь — не проживёшь», я никогда не стану «успешным» человеком...»

Не знаю, как у них там, но у нас тут и жизнь хороша, и жить хорошо, если ты — интернет-провайдер. Если ты конечный пользователь у провайдера — извини, братишка, твоя жизнь удалась в меньшей степени. К таким размышлениям меня сподвигла очередная авария.

Последние несколько суток хреново работает Интернет. На сайте ООО «Атланта» объявление: «09.03.2014. С 18:00 9 марта плохая скорость в Интернет связана с неработоспособностью канала «Ростелекома». Ориентировочно, эта проблема будет исправлена 11 марта.» Очень редко в новостной ленте моего провайдера появляются подобные сообщения. Наверное, в этот раз произошло что-то серьёзное.

За всё время, как у меня дома лежит витая пара, я составил примерное представление о том, как провайдеры доставляют услуги связи. Как и в любой сфере жизни, здесь мы имеем дело с посредниками. Посредники, в свою очередь, имеют кое-какую свою инфраструктуру и базу абонентов. Посредник покупает большой и толстый канал у вышестоящего провайдера, будь то «Ростелеком», «Транстелеком-ДВ», «Рэдком» и так далее. Те, в свою очередь, имеют свои или арендуют у магистральных провайдеров магистральные каналы связи, через которые осуществляется связь конечного устройства пользователя с любым другим устройством в Сети.

И вот тут начинается самое интересное. С точки зрения посредника, при аварии у «питающего» «Ростелекома» он может только связаться с техподдержкой этой компании на правах пользователя и сказать, мол, у меня «Яндекс» не трассируется дальше моего роутера. То же самое могу сказать и я, позвонив в техподдержку моего посредника, но они во-первых уже пустили весь трафик по каналу «Транстелекома», пропускной способности которого на всех абонентов с их торрентами и «Ютьюбами» не хватает, а во-вторых, внутри сети-то всё трассируется и пинги небольшие, а что касается «открытого космоса» за пределами сети посредника, то есть замечательные примечания...

Говорят, что подобная трактовка понятий впервые появилась у «Билайна», а сейчас разошлась от «РТК» до «Йоты». Звучит она примерно так: «Скорость подключения — это максимально возможная пропускная способность соединения между портом Абонента и портом узла Интернет Оператора, но не скорость получения данных между Абонентом и любым компьютером в сети Интернет. Скорость передачи данных между двумя точками в сети Интернет является величиной неопределённой и зависит от ряда параметров, в том числе, технических характеристик подключения данных точек, маршрута и текущей загрузки каналов. Все параметры являются переменными и не гарантируются Оператором за пределами своей сети.»

Это я процитировал сайт местного провайдера «Стрела-Телеком», который до смены вывески именовался «Хабаровскими домовыми сетями». Вывеска здесь не суть; аналогичная ситуация, повторюсь, со всеми интернет-провайдерами. Нащупана та позиция, при которой можно сохранять своё «лицо» перед конечным пользователем, когда есть неустановленный круг лиц, влияющих на скорость передачи данных в сети Интернет. С технической точки зрения ошибок нет — это скажет любой связист. Хочется только невозмутимо воскликнуть «и чо?»

Мне, с точки зрения «обычной домохозяйки», нужно стабильное и в меру быстрое соединение с Интернетом. При этом я осознаю, что при абонентской плате 559 рублей в месяц я должен иметь скорость доступа до 8500 кбит/с (а я, между прочим, выходил в Интернет на скорости соединения в 14.4 кбита/с, которое постоянно обрывалось, особенно в ветренную погоду, и было повременным — во времена суровые были!). Но как только начинаются проблемы с магистралью, мне тут же говорят — подождите, а с чего вы решили, что мы вам обязаны эту скорость? Скорость Интернета — это величина неопределенная... это нечто такое... такое... Хз, чо такое! Провозгласив под звёздочкой, что скорость Интернета за ваши пятьсот рублей может изменяться от нуля до 8500 кбит/с, можно не рассматривать вопросы о перерасчёте, например. Какой может быть перерасчёт? Внутри сети всё работает как положено — честь и хвала провайдеру-посреднику, всё сделано надёжно, а не так, как на КДПВ, и по мере возможности модернизируется.

Но давайте проведём аналогию с коммунальными услугами. Эта сфера жизни более проработана с законодательной точки зрения и по крайней мере на бумаге там всё гладко, в духе демократии и гуманизма. Принимается за аксиому, что организация, предоставляющая коммунальные услуги, должна следить за надлежащим их качеством. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг; там установлен порядок действий исполнителя услуги в случае аварии. Регламентирована и допустимая продолжительность перерывов в предоставлении конкретных услуг, прописан порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.

Например, допустимая продолжительность перерыва в бесперебойном круглосуточном холодном водоснабжении — суммарно 8 часов в течение месяца, из них не более 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа. За каждый час превышения этой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15%. Конечно, это копейки. Конечно, перебои случаются, учитывая общий бардак и плачевное состояние инженерных сетей. Но эти 0,15% и 8 часов в месяц — это дело принципа.

Другой пример: требованием является постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (в идеале из крана должен литься СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение от санитарных норм не допускается, а при нарушении этого требования плата не вносится за каждый день предоставления воды ненадлежащего качества независимо от показаний приборов учёта. И так далее.

В случае с водой всё вроде бы понятно. Если у вас из крана течёт ржавая вода с насекомыми — она явно не соответствует требованиям СанПиНа. Это можно измерить в любой лаборатории и привлечь исполнителя услуг к исполнению закона. А как измерить качество услуг связи? Заинтересован ли провайдер в учёте объёма услуги, поставленной абоненту? Можно ли технически организовать такие «счётчики на Интернет», которые будут учитывать объём переданных данных и скорость их передачи, и согласно этому учёту рассчитывать размер абонентской платы?

Я предполагаю, что такой подход обернётся для провайдера снижением прибыли, потому что в случае аварий даже у магистрального провайдера этот посредник будет терять часть абонентской платы, но при этом расходы на эксплуатацию оборудования и содержание сотрудников не снизятся. (Между прочим, у ХВС те же проблемы, но это не мешает иметь регламентированные нормы.) Это будет кошмарный сон — провайдеру придётся как можно быстрее решать вопрос с этой непонятной величиной — скоростью Интернета, в том числе с вышестоящими магистральными провайдерами, если проблема на их стороне, либо выбирать другого «магистрала», строить резервные каналы и т.п. Тогда в условиях конкуренции мелкие посредники и крупные «магистралы» с неграмотными руководителями сольются с рынка услуг, потому что не смогут поддерживать качество на должном уровне из-за инженерных просчётов в мощности оборудования или по другим факторам. Скорее всего, в условия договора на оказание услуг придётся вводить такие понятия как номинальная и максимальная скорость связи с определёнными «эталонными» узлами связи типа компании «Яндекс» и других аналогичных по всему миру. Самое главное — у провайдера появится заинтересованность работать грамотно и качественно, потому что при любом косяке он будет терять прибыль. Скорее всего, такой подход был бы достаточно дорогостоящим с точки зрения конечного пользователя, но с другой стороны, вы посмотрите на ту же «Yota» — какую цену они заламывают за максимально возможную скорость доступа и какие отзывы о реальной пропускной способности и качестве покрытия их радиосети! Ведь кто-то же может позволить себе платить такие бешеные деньги за услуги, качество которых никто не может гарантировать? Так почему же эти люди не будут платить за дорогую, но качественную и стабильную услугу?..

Короче, из всего этого я пока чётко понимаю одно — там, где основным моральным законом и ведущим принципом демократии являются слова «не наеб#шь — не проживёшь», я никогда не стану «успешным» человеком.

Tags: Апофеоз тупости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments