Лев чешет глаза

Интернет-провайдеры — максимальная прибыль при минимальной ответственности?

КДПВ от сайта YaPlakal.com. Ну-ну, вычислите меня по IP, мне аж интересно стало!

«...там, где основным моральным законом и ведущим принципом демократии являются слова «не наеб#шь — не проживёшь», я никогда не стану «успешным» человеком...»

Не знаю, как у них там, но у нас тут и жизнь хороша, и жить хорошо, если ты — интернет-провайдер. Если ты конечный пользователь у провайдера — извини, братишка, твоя жизнь удалась в меньшей степени. К таким размышлениям меня сподвигла очередная авария.

Последние несколько суток хреново работает Интернет. На сайте ООО «Атланта» объявление: «09.03.2014. С 18:00 9 марта плохая скорость в Интернет связана с неработоспособностью канала «Ростелекома». Ориентировочно, эта проблема будет исправлена 11 марта.» Очень редко в новостной ленте моего провайдера появляются подобные сообщения. Наверное, в этот раз произошло что-то серьёзное.

За всё время, как у меня дома лежит витая пара, я составил примерное представление о том, как провайдеры доставляют услуги связи. Как и в любой сфере жизни, здесь мы имеем дело с посредниками. Посредники, в свою очередь, имеют кое-какую свою инфраструктуру и базу абонентов. Посредник покупает большой и толстый канал у вышестоящего провайдера, будь то «Ростелеком», «Транстелеком-ДВ», «Рэдком» и так далее. Те, в свою очередь, имеют свои или арендуют у магистральных провайдеров магистральные каналы связи, через которые осуществляется связь конечного устройства пользователя с любым другим устройством в Сети.

И вот тут начинается самое интересное. С точки зрения посредника, при аварии у «питающего» «Ростелекома» он может только связаться с техподдержкой этой компании на правах пользователя и сказать, мол, у меня «Яндекс» не трассируется дальше моего роутера. То же самое могу сказать и я, позвонив в техподдержку моего посредника, но они во-первых уже пустили весь трафик по каналу «Транстелекома», пропускной способности которого на всех абонентов с их торрентами и «Ютьюбами» не хватает, а во-вторых, внутри сети-то всё трассируется и пинги небольшие, а что касается «открытого космоса» за пределами сети посредника, то есть замечательные примечания...

Говорят, что подобная трактовка понятий впервые появилась у «Билайна», а сейчас разошлась от «РТК» до «Йоты». Звучит она примерно так: «Скорость подключения — это максимально возможная пропускная способность соединения между портом Абонента и портом узла Интернет Оператора, но не скорость получения данных между Абонентом и любым компьютером в сети Интернет. Скорость передачи данных между двумя точками в сети Интернет является величиной неопределённой и зависит от ряда параметров, в том числе, технических характеристик подключения данных точек, маршрута и текущей загрузки каналов. Все параметры являются переменными и не гарантируются Оператором за пределами своей сети.»

Это я процитировал сайт местного провайдера «Стрела-Телеком», который до смены вывески именовался «Хабаровскими домовыми сетями». Вывеска здесь не суть; аналогичная ситуация, повторюсь, со всеми интернет-провайдерами. Нащупана та позиция, при которой можно сохранять своё «лицо» перед конечным пользователем, когда есть неустановленный круг лиц, влияющих на скорость передачи данных в сети Интернет. С технической точки зрения ошибок нет — это скажет любой связист. Хочется только невозмутимо воскликнуть «и чо?»

Мне, с точки зрения «обычной домохозяйки», нужно стабильное и в меру быстрое соединение с Интернетом. При этом я осознаю, что при абонентской плате 559 рублей в месяц я должен иметь скорость доступа до 8500 кбит/с (а я, между прочим, выходил в Интернет на скорости соединения в 14.4 кбита/с, которое постоянно обрывалось, особенно в ветренную погоду, и было повременным — во времена суровые были!). Но как только начинаются проблемы с магистралью, мне тут же говорят — подождите, а с чего вы решили, что мы вам обязаны эту скорость? Скорость Интернета — это величина неопределенная... это нечто такое... такое... Хз, чо такое! Провозгласив под звёздочкой, что скорость Интернета за ваши пятьсот рублей может изменяться от нуля до 8500 кбит/с, можно не рассматривать вопросы о перерасчёте, например. Какой может быть перерасчёт? Внутри сети всё работает как положено — честь и хвала провайдеру-посреднику, всё сделано надёжно, а не так, как на КДПВ, и по мере возможности модернизируется.

Но давайте проведём аналогию с коммунальными услугами. Эта сфера жизни более проработана с законодательной точки зрения и по крайней мере на бумаге там всё гладко, в духе демократии и гуманизма. Принимается за аксиому, что организация, предоставляющая коммунальные услуги, должна следить за надлежащим их качеством. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг; там установлен порядок действий исполнителя услуги в случае аварии. Регламентирована и допустимая продолжительность перерывов в предоставлении конкретных услуг, прописан порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.

Например, допустимая продолжительность перерыва в бесперебойном круглосуточном холодном водоснабжении — суммарно 8 часов в течение месяца, из них не более 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа. За каждый час превышения этой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15%. Конечно, это копейки. Конечно, перебои случаются, учитывая общий бардак и плачевное состояние инженерных сетей. Но эти 0,15% и 8 часов в месяц — это дело принципа.

Другой пример: требованием является постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (в идеале из крана должен литься СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение от санитарных норм не допускается, а при нарушении этого требования плата не вносится за каждый день предоставления воды ненадлежащего качества независимо от показаний приборов учёта. И так далее.

В случае с водой всё вроде бы понятно. Если у вас из крана течёт ржавая вода с насекомыми — она явно не соответствует требованиям СанПиНа. Это можно измерить в любой лаборатории и привлечь исполнителя услуг к исполнению закона. А как измерить качество услуг связи? Заинтересован ли провайдер в учёте объёма услуги, поставленной абоненту? Можно ли технически организовать такие «счётчики на Интернет», которые будут учитывать объём переданных данных и скорость их передачи, и согласно этому учёту рассчитывать размер абонентской платы?

Я предполагаю, что такой подход обернётся для провайдера снижением прибыли, потому что в случае аварий даже у магистрального провайдера этот посредник будет терять часть абонентской платы, но при этом расходы на эксплуатацию оборудования и содержание сотрудников не снизятся. (Между прочим, у ХВС те же проблемы, но это не мешает иметь регламентированные нормы.) Это будет кошмарный сон — провайдеру придётся как можно быстрее решать вопрос с этой непонятной величиной — скоростью Интернета, в том числе с вышестоящими магистральными провайдерами, если проблема на их стороне, либо выбирать другого «магистрала», строить резервные каналы и т.п. Тогда в условиях конкуренции мелкие посредники и крупные «магистралы» с неграмотными руководителями сольются с рынка услуг, потому что не смогут поддерживать качество на должном уровне из-за инженерных просчётов в мощности оборудования или по другим факторам. Скорее всего, в условия договора на оказание услуг придётся вводить такие понятия как номинальная и максимальная скорость связи с определёнными «эталонными» узлами связи типа компании «Яндекс» и других аналогичных по всему миру. Самое главное — у провайдера появится заинтересованность работать грамотно и качественно, потому что при любом косяке он будет терять прибыль. Скорее всего, такой подход был бы достаточно дорогостоящим с точки зрения конечного пользователя, но с другой стороны, вы посмотрите на ту же «Yota» — какую цену они заламывают за максимально возможную скорость доступа и какие отзывы о реальной пропускной способности и качестве покрытия их радиосети! Ведь кто-то же может позволить себе платить такие бешеные деньги за услуги, качество которых никто не может гарантировать? Так почему же эти люди не будут платить за дорогую, но качественную и стабильную услугу?..

Короче, из всего этого я пока чётко понимаю одно — там, где основным моральным законом и ведущим принципом демократии являются слова «не наеб#шь — не проживёшь», я никогда не стану «успешным» человеком.