Лев чешет глаза

«Pentax» поражает... Заметки о реализации видеорежима в камере «Pentax K-5 IIs»

Пока многие пентаксисты по всему миру тщетно ждут от японцев фулл-фрейма, сейчас пришёл официальный ответ от техподдержки «Pentax» на мой вопрос по видеорежиму в камере «Pentax K-5 IIs»... С прискорбием хочу сообщить коллегам по системе, что ни в данный момент, ни в ближайшем будущем «Pentax» не будет озадачен вопросом контроля выдержки при видеосъёмке на своей топовой зеркалке стоимостью ~ 35 т. р. Более того, судя по формулировкам в этом письме, есть по крайней мере одно место на планете Земля, где не понимают, что такое выдержка в видеорежиме — это специализированный СЦ фототехники и телескопов «Зума». В свою очередь, постараюсь изложить суть дела с максимальной выдержкой, хоть это и не просто.

18 марта этого года я отправил письмо в техподдержку российского отделения корпорации «RICOH Imaging» через веб-форму на сайте pentax.ru. Эта затея мне с самого начала показалась обречённой, потому что за всю свою жизнь я почти ни разу не получал никаких дельных ответов от российских служб техподдержки (проверял на примере «Sony», «Asus» и т.д.).

Моё письмо было следующего содержания:

Здравствуйте. Приобретая камеру K-5 IIs после K-20D, я рассчитывал среди прочих плюсов на съёмку HD-видео. Видео прекрасно снимается, нареканий по остальным функциям у меня тоже нет, камера обладает огромным запасом «мощности» по сравнению с моим техническим уровнем, но...

Когда я стал подробнее вникать в технические аспекты видеосъёмки на DSLR, я с огорчением выяснил, что моя камера не позволяет контролировать выдержку во время видеосъёмки. Казалось бы, мелочь, но иногда это необходимо. Например, стоит задача ярким солнечным днём снять видео на минимальной ГРИП — для этого мне нужно открыть максимально диафрагму и, чтобы у быстродвижущихся объектов не возникало рваного движения, выставить выдержку, в два раза превышающую частоту кадров. Например, 1/50. (А избыток освещённости поглощать ND-фильтрами.)

В связи с чем, у меня вопрос: будет ли в будущих прошивках реализована функция контроля выдержки (или хотя бы её индикация), или это невозможно в техническом плане, например, тогда недопустимо возрастёт нагрузка на процессор?

И есть ли у вас данные о минимальной выдержке, которую допускает экспоавтоматика при видеосъёмке перед тем, как значение диафрагмы будет мигать красным, что означает ошибку экспозиции?

Спасибо за ответ.

Здесь следует пояснить, что в приведённом примере съёмочной ситуации с ND-фильтрами можно по неопытности переборщить и заставить камеру работать на пределе возможностей, что в случае с излишним затемнением будет выяснено только на монтаже в виде прерывистого или искажённого по горизонтали движения быстрых объектов в кадре.

Ответ представителя «Pentax» в России обескуражил:

Добрый день, Сергей!

Благодарим Вас выбор продукции PENTAX и обращение к нам!

В данный момент информации о прошивках, в которых реализована функция контроля выдержки, не имеется. Со всей актуальной информацией о выходе новых прошивок и их обновлениями, Вы можете ознакомится на официальном сайте фирмы PENTAX в разделе новости: http://www.ricoh-imaging.ru/ru/news/3145/news.html

В режиме видеозаписи нет такого понятия, как выдержка. Вы́держка — интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы. Другими словами запись видео — это постоянная выдержка, которая регулируется открытием или закрытием диафрагмы, экспозицией и количеством кадров в секунду. <...>

Хотелось бы мне пожить в таком мире, где «запись видео — это постоянная выдержка, которая регулируется открытием или закрытием диафрагмы, экспозицией и количеством кадров в секунду». А тем временем, обладатели фототехники пресловутой компании «Canon» нередко задаются вопросом — зачем им регулировка выдержки в видеорежиме? Конечно же, представитель техподдержки не мог прямо сказать — выбрасывайте свой полупрофессиональный «Pentax» за копейки на блошином рынке и покупайте пластиковый «Canon» с пластмассовым объективом.

А в более «любительской» модели «Pentax K-500» на скриншотах экрана настройки я увидел, что для видеорежима там существует аж три режима экспозиции — программный, приоритета диафрагмы и ручной.

Мне показалось, что в ответе техподдержки есть некое заблуждение по поводу технологии работы HDSLR. Выдержка в видеорежиме успешно регулируется на большом количестве зеркалок любительского уровня, выделяется разве только полупро-модель, счастливым обладателем которой являюсь я. Так же, как и в традиционной фотографии, где есть формула, позволяющая избегать «шевелёнки», в видеографии есть свой минимум по выдержке. Она должна двукратно превышать частоту кадров. Например, при съёмке видео с частотой 24 и 25 к/с минимальная выдержка равна 1/50 с, а при частоте 30 к/с — 1/60 с. Конечно же, нужно учитывать и скорость движения объектов в кадре, и эффект, которого необходимо достичь. Считается, что съёмка на выдержке 1/30 с придаёт кадру «киношной» смазанности движения. Как бы там ни было, но покупая отнюдь не дешёвый аппарат, хочется иметь как можно больше свободы для творчества.

У меня нет под рукой развёрнутой технической спецификации на обе камеры, чтоб сказать, что всё дело в процессоре, но судя по режимам съёмки можно предположить, что «К-500» оснащён более производительным «железом»: в видеорежиме она снимает с кодеком MPEG-4 AVC/H.264, в то время как у «K-5 IIs» MotionJPEG в контейнере AVI. Дальше — больше: «К-500» в отличие от «К-5 IIs» может работать автофокусом в процессе съёмки, а Full HD видео записывает с частотой кадров 30, 25 (телевизионный стандарт) и 24 (киношный стандарт) кадра в секунду.

И я всё-таки недоумеваю, неужели нужно продать топовую зеркалку и купить зеркалку среднего уровня, чтобы получить больше профессиональных возможностей по управлению камерой? Или считается, что «настоящие фотографы», покупая такие супер-пупер-камеры не будут размениваться на «мелочи» вроде видеографии? Бред и абсурд! Вселенская печаль, досада и обида...