Лев за решеткой

Мартышки-варвары

collage

В коллаже использованы фотографии из открытых источников.

[Ещё фото...]collage2 collage3 collage4 collage5

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

                               —

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

И. А. Крылов. 1812 год.

Какие бы догадки о происхождении Homo sapiens не приводили учёные, я всегда буду считать Чарльза Дарвина большим юмористом. Разрабатывая свою теорию происхождения видов, он наверняка имел ввиду поразительную схожесть самых нелицеприятных повадок обезьян и человека. Как-то я уже упоминал об упорных мартышках, которые строят гнездо, гадят прямо там и на следующий день бросают его — в дерьме жить всё-таки не хочется. Один в один как у людей. Теперь вот новое явление контркультуры — hand-made из грампластинок.

Явление это характеризуется отрицанием исторической и культурной ценности грампластинок в пользу копеечных поделок из них, часто весьма безвкусных. Мастера-ремесленники не видят разницы между пластиковой бутылкой, винной пробкой и носителем звука — всё это мусор, хлам, утильсырьё. А если человек из мусора делает нечто утилитарное — его весьма уважают друзья, он hand-made'ом занимается.

«Ну и нахрен мне этот старый хлам, когда сейчас всё есть в Интернете? К тому же, от пластинки больше треска, чем звука, а на CD звук чище,» — скажет иной читатель. Да, многие культурные ценности человеческой цивилизации оцифрованы и ко многим есть открытый доступ в глобальной сети. Но эта сеть настолько глобальна, что информация и её потребитель могут вообще никогда не встретиться. Записи выступлений известных людей прошлого, песни и музыка малоизвестных исполнителей, примеры исполнительского искусства, шедевры аранжировки, редкие записи симфонических оркестров, потрясающие джазовые импровизации никому неизвестных ныне мастеров — сотни и тысячи маленьких открытий хранит в себе винил и шеллак на протяжении стольких лет в надежде на благодарного слушателя. Но пластинки режут, плавят, оклеивают ими потолок, стены и пол, не находя им лучшего применения. Так и хочется воскликнуть: «Вам не нужны пластинки? Отдайте их лучше мне, не позорьтесь!»

Что касается качества записи на виниле и компакт-диске, на этот счёт в Интернете можно найти множество холиваров с примерно равным количеством оппонентов в лагерях поклонников цифры и винила. По делу и без приводятся убедительные цифры и факты, чертятся графики АЧХ, меряются коэффициентами гармонических и нелинейных искажений... При этом, у многих обывателей в голове прочно засел стереотип того качества грамзаписи, какое они когда-то слышали на советском проигрывателе третьего класса сложности, который пилил пластинки пьезоэлектрическим звукоснимателем с «деревянной» иглой. Конечно, такое прослушивание ни в какое сравнение с компакт-диском не идёт, если конечно же вы найдёте на компакт-диске то, что слышали на пластинке.

Но даже не вдаваясь в технические подробности, обладая личным опытом в этом вопросе, я с уверенностью могу сказать, что при должном хранении и бережном использовании пластинки и при прослушивании на высококачественной звуковой аппаратуре винил вряд ли уступит компакт-диску по субъективному качеству восприятия.

Дело даже не в соотношении сигнал-шум и не в КНИ, и не в КГИ, по которым цифровая запись превосходит аналоговую — сам «ритуал», совершаемый для прослушивания пластинки, психологически подготавливает слушателя к восприятию музыки. Знание того, что с каждым проигрыванием винила алмазная игла стачивает звуковую дорожку, заставляет более внимательно относиться к материалу и вряд ли у слушателя будет желание включить пластинку фоном во время мытья посуды или уборки комнаты.

Цифровые плееры позволят слушать один и тот же трек сколько угодно раз без потери качества, но при этом потеряется ценность материала. Пластинка же заставляет «накопить» желание прослушать её ещё раз, подготовиться ощутить те эстетические переживания, которые овладевали слушателем в момент первого знакомства с какой-то песней или музыкой.

В последнее время у молодёжи и у старшего поколения просыпается интерес к винилу в оппозиции к деструктивным ценностям современной массовой культуры, некоторые музыканты обращаются к старым записям в поисках вдохновения для создания собственных произведений искусства. В Европе это явление, судя по количеству музыкальных магазинов, специализирующихся на дешёвом виниле, развито больше. В России, то есть в Москве и Петербурге, такие магазины тоже есть.

Это кому-то может показаться странным, но цена английского первопресса альбома «The Dark Side of The Moon» группы «Pink Floyd» доходит до 6 000 рублей и это не предел.

И всё же я верю, что культурный человек с развитым вкусом никогда не будет заниматься поделками часиков из грампластинок и не будет поощрять это кощунство и вероломство.

А вот да, соглашусь с тобой, хоть и не являюсь вообще ярым поклонником музыки. Но еще в ждетсве меня как-то слегка коробило от того, что некоторые говорили, что-то типа: "давайте создадим из пластинок цветочный горшок". Пластинка - это очень медитативно... Ценю в тебе и прекрасном человеке эту тягу к винилу.