Лев за решеткой

Всем по... ну, вам по пояс будет

4.11.2013. Около полудня. Хабаровск. Недалеко от остановки «38 школа» горит вагон № 314 маршрута № 5.
Фото неизвестного очевидца.


Как ни странно, но недавний пожар в трамвае маршрута № 5, в результате которого полностью выгорел вагон модели 71-608К № 314, находившийся в эксплуатации с 1993 года, как-то относительно тихо прошёл через блогосферу. По крайней мере, если судить по городским сообществам gorod_ha и khabarovsk. Если не считать многочисленные репосты с лент новостей, в которых отчётливо так звенит межнациональная нота, то можно сказать, что это происшествие совсем не заметили, широкого общественного резонанса не возникло. Да и что тут резонировать, это ж не очередной рухнувший «Боинг» с внезапно пустыми самописцами.

Рассматривая фото и видео с места происшествия, мне жутко представить себя пассажиром злополучного трамвая. Кто-нибудь на секунду задумался, какая трагедия могла бы произойти, если бы совершенно случайно рядом с пожаром не оказалось пресловутых дагестанских боксёров?

Впрочем, есть версия, что боксёры, конечно, самоотверженные молодцы, «но есть нюанс».

Осторожно, двери не открываются?

Недавно к нам стали привозить новые усть-катавские трамваи (сгоревший вагон был так же производства УКВЗ). И почти сразу куда-то исчезли со своих штатных мест аварийные молотки, с помощью которых пассажиры, водитель или кондуктор смогут разбить окна при заблокированных дверях. То ли их в депо сняли «чтоб не спёрли», то ли их до этого пассажиры спёрли как сувениры.

Интересно узнать мнение специалиста — насколько эффективны в условиях реальной эксплуатации системы и средства аварийного открывания дверей, особенно когда в салоне паника и задымление? Ведь, как мы видим по фотографиям и свидетельствам очевидцев, двери во время пожара не были открыты штатными средствами, а эвакуация пассажиров велась через разбитые окна. Кто-то наверняка замечал над дверьми вверху тумблер, если открывание дверей электрическое, как в этой модели, или кнопку вентиля, если система гидравлическая (могу ошибаться в терминологии, т. к. совсем не слесарь по ремонту подвижного состава), как у ещё более доисторических рижских «РВЗ-6» или у новых усть-катавских вагонов. По идее, эта кнопка снимает питание с двери и её можно открыть вручную, раздвинув створки неистовой мускульной силой.

«А вы точно ехали на том трамвае?»

Но дальше — интереснее. Допустим, произошло чудо и, убегая от всепожирающего «огня Олимпиады», вы эвакуировались из салона. Правда, по пути через разбитое окно с закалённым стеклом можно рассечь ладони, а приземляясь, получить ушибы, ссадины, гематомы и прочие радости, не говоря уже о моральном ущербе. Допустим, вы захотели взыскать возмещение ущерба с трамвайно-троллейбусного управления — но как доказать, что вы ехали именно в том вагоне именно в тот момент времени, когда случилась авария? Вопрос не праздный — о такой ситуации вышел сюжет на телеканале «6 ТВ» и там пострадавшей оказалась пенсионерка, и даже её синяк по телеку показали. Билета у неё быть не могло, потому что она ездит по единому социальному проездному. Сейчас она ищет остальных пассажиров (?!) с целью подать коллективный иск.

Я в этой стране уже ничему не удивляюсь: где полиция, где страховщики... Видимо, 4 ноября, в день происшествия, и после все были очень заняты встречей олимпийского огня в Хабаровске. Наверное, сложно представить подобное развитие событий где-нибудь в Европе, например, в Германии. А в этой стране народ, победивший фашизм, оказался не в силах победить бюрократию, рас3,14здяйство и беспредел.

Вот интересно, где в момент обращения пенсионерки в ХТТУ находилась страховая компания, которая должна заниматься расследованием происшествия с привлечением экспертиз, поиском свидетелей происшествия и пострадавших? У нас всегда увязывают удорожание проезда в общественном транспорте с ценой на энергоносители, но никогда с возросшей «ценой» страхования человеческой жизни — видимо оттого, что по сравнению с литром солярки она не стоит ни рубля. (Опять кстати вспомним казанский «Боинг». — Прим. авт.)

Альтернативная версия происшествия.

Кстати, вопреки растиражированной версии чудесного спасения двадцати пассажиров от рук дагестанских боксёров, интересные свидетельства мы находим в комментарии пользователя DUKS к фотографии сгоревшего вагона на сайте «Городской электротранспорт»:

«Мне сегодня одна пассажирка рассказала подробности. Она ехала в этом трамвае и при ней случился пожар. Водитель разбил стекло в средней двери и в буквальном смысле слова стал выкидывать людей из салона на улицу. В том числе и её. Он же увидел, что возле вагона начали собираться зеваки и он им крикнул, чтоб помогали и разбивали задние стёкла. Когда он увидел, что в конце вагона начали бить стекло, то сам выпрыгнул из разбитого стекла (окна — Прим. авт.) в двери, чтобы оттянуть токоприёмник — обесточить вагон. Пассажирка сказала, что как только он завязал верёвку — стал вместе со всеми помогать принимать людей из вагона на улицу. По сути дела эти боксёры и не могли знать, что это водитель трамвая. На нём не написано было, что именно он водитель трамвая. И пока именно он, водитель трамвая, из салона не крикнул, чтоб били стёкла и помогали — никто даже не пошевелился. Все стояли и смотрели как трамвай горит. В том числе и боксёры.»

Честно говоря, в пользу такой версии развития событий говорит логика. Сложно себе представить, что в горящем со стороны кабины вагоне водитель будет сидеть сложа руки, в горящей куртке, «как танкист», или, поддавшись общей панике будет метаться по салону, ожидая, когда с улицы подбегут какие-нибудь боксёры, разобьют стёкла и спасут всех. Скорее всего, водитель трамвая — это не гастарбайтер со стройки и на специальных курсах их учат, как действовать в таких ситуациях.

Немногие местные СМИ упомянули в репортажах и заметках роль экипажа трамвая¹. Распространились слухи, будто бы водитель в первые минуты пожара разбил окно передней двери и выпрыгнул, оставив пассажиров.

Конечно же, прогиб в пользу Дагестана был засчитан. Мэр Соколов, уже отмеченный в боях за город на дамбах Затона лестными отзывами местных жителей, опять в своём репертуаре наградил дагестанцев почётными грамотами.

Ну и правильно, с политической точки зрения лучше вообще забыть про экипаж сгоревшего трамвая, потому как Хабаровское трамвайно-троллейбусное управление — предприятие муниципальное, а значит за весь беспредел, творящийся на городском электротранспорте, ответственность должен нести муниципалитет, то есть администрация города. А администрация города — это и есть господин Соколов.

Если бы «6 ТВ» вопреки кормящей руке разыскала водителя и кондуктора злополучного трамвая и спросила, как было на самом деле и почему по неисправности электрооборудования вспыхнул вагон, недавно прошедший капитальный ремонт, и кто этот ремонт делал и как подписывали акты — вот тогда было бы намного интереснее. Но это никому не выгодно. Ни экипажу, который хочет продолжать работать без последствий, ни журналистам, которые не могут кусать руку, о великой роли которой наперебой пели во время недавнего наводнения. Да и вообще, надо было олимпийский факел встречать, какой там нах сгоревший трамвай...

На трамваях бугели? От вагона останутся уголи!

На упомянутом уже сайте одним из пользователей было высказано предположение о том, что если бы на хабаровских трамваях вместо бугелей (дуговых токоприёмников) использовались пантографы или полупантографы (как на новых трамваях), то в случае КЗ (короткого замыкания) в силовой цепи можно было бы оперативно обесточить вагон, дёрнув токоприёмник из кабины, что, конечно же, многократно снизило бы тяжесть последствий, которые мы видели на фотографиях и видео. Всё обсуждение можно прочесть по ссылке внизу этого материала.

Для того, чтоб широкая общественность представляла, о чём речь, можно провести аналогию с квартирой, в которой на вводе отсутствуют защитные автоматы, всё соединено напрямую и старую проводку из алюминиевых проводов с рассыпающейся от старости изоляцией «защищает» только подъездный автомат на ток, скажем, 125 ампер (вместо расчётных 16-20-25 А на квартиру). То есть, в ста случаях из ста дряхлая проводка загорится от перегрузки или просто так — и не отключишь.

Хотя, конечно же, дело не только в бугелях, и не в плохом состоянии путей и контактной сети от хронического недофинансирования. Да и толку искать очередного стрелочника? Как показывает жизнь, ничего не меняется. Стабильность? Да! Стабильный 3,14здец.

Proof-линки:

Пост о происшествии от evshukin;

Репортаж «6 ТВ» «Горящая поездка» о пенсионерке, требующей возмещение ущерба;

Репортаж «6ТВ» «Осторожно, двери не открываются» со съёмкой очевидца пожара, перезалив от пользователя Day'n'Night;

Страница с фотографиями вагона № 314 и комментариями на сайте «Городской электротранспорт»;

¹ — Иногда бывает сложно отследить информационный фон на тему события, особенно когда местные печатные издания не дают релевантных результатов по поисковым запросам. С помощью 4ella_ve4ka справедливость восстановлена. «Тихоокеанская звезда» 20.11.13 «Боксёры огня не боятся».

Лев за решеткой

Что предлагает «Ortofon» для замены картриджа «Concorde LMA 12»

После приобретения вертушки «Telefunken CS20» я задумался о предстоящей замене иглы в картридже или всего картриджа целиком. Решил обратиться в техподдержку фирмы «Ortofon», которая комплектовала эти проигрыватели картриджем «Concorde LMA 12». В обращении я спросил, что выпускает сегодня «Ortofon» в замен старой модели. Сейчас «Конкорд» можно встретить только в разделе DJ-картриджей, а я как-то рассчитывал на уровень Hi-Fi. И в связи с этим сопутствующие вопросы — насколько отличаются DJ-картриджи этой фирмы от Hi-Fi-картриджей.

Довольно скоро получил ответ от Катарины Нэльсен. Она писала, что есть как минимум два пути решить мой вопрос — это замена иглы или замена картриджа. В качестве иглы на замену в картридже «LMA 12» предлагается игла № 10, которая так же используется в системе «Ortofon ОМ», например. А с картриджем интереснее.

Катарина предложила «Nightclub MkII» или «Arkiv». Причём, последняя, как заявлено в описании, специально спроектирована под перегон с винила в цифру. Интересно, что ж там такого необычного... Цена на эти картриджи в интернет-магазине производителя € 140 и € 97 соответственно. Цены у местных дилеров я намеренно не искал, памятуя о причудах ценообразования в сказочном российском бизнесе. Для этих картриджей рекомендованная сила прижима — 3 грамма. По словам Катарины, при соблюдении рекомендованного усилия, иглы не наносят пластинкам значительного ущерба.

К. Нэльсен описала основные различия между DJ- и Hi-Fi-картриджами так: с Hi-Fi-картриджами нельзя делать т. н. «backcue» (это когда пластинка рукой пускается в обратном направлении, используется в «скрэтче», например, когда рука диджея заставляет иглу елозить по пластинке в прямом-обратном направлении в ритм музыке); DJ-картриджи более износоустойчивые в ущерб качеству звука ("not a dramatic difference but there is one"); DJ-картриджи больше изнашивают пластинку из-за того, что прижимная сила головки должна быть в 2-3 раза больше, чем с Hi-Fi-картриджем.

Ну а в том случае, если я «серьёзный слушатель винила», мне рекомендовано попробовать серию «2М», при этом красный картридж «2М» доставляет Hi-Fi-звук с некоторыми «ингридиентами» от «Аркива», а с синим картриджем этой серии можно получить более детальное, но более «мясистое» (?) воспроизведение... Или как ещё можно перевести "bit more lean (not so heavy)"? При этом, красный картридж этой серии в сборе с шеллом обойдётся в € 149,00, а синий с шеллом — € 249,00.

Лев за решеткой

Проигрыватель винила из Франкфурта, 33⅓ дней в пути

Фу-ух, еле успел до новогодне-рождественского почтового коллапса получить все заказанные посылки. За всё время моего ЖЖ-молчания были заказаны: проигрыватель винила «Telefunken CS20», фонокорректор для ММ-звукоснимателя ламповый для самостоятельной сборки от «Золотой середины», штук 5-6 пластинок зарубежных лэйблов и запчасти для находящегося в стадии затяжного ремонта проигрывателя «Радиотехника ЭП-101».

Самой долгожданной посылкой была вертушка. Немного колебался насчет доставки почтой такого достаточно хрупкого груза, но, к счастью, всё оказалось в целости и сохранности. И даже если в почтовых вагонах и ПЖДП коробку весом в 11 кг не раз уронили и кинули, то надо отдать должное магазину «Prima Markt GmbH» — упаковка оказалась достаточно прочной и вполне адекватной. Тяжёлый металлический диск вертушки был уложен на дно коробки, всё это присыпано неким наполнителем, похожим на пенопласт (не помню, как точно называется этот материал) и сама вертушка с зафиксированным тонармом перемотана в несколько слоёв полиэтилена. Внутри под крышкой был уложен кусок пенопласта с вырезанными местами под грузик противовеса тонарма и демонтированные петли крышки. Сверху подарок от магазина — три попсовых сингла на 45 оборотов.

Сингл — это такой формат грампластинок, популярных на Западе, который использовался в основном в музыкальных аппаратах. На них обычно записывалась одна песня и характерным отличием было намного большее отверстие для шпинделя.

И сверху этого всего, опять же, толстый-толстый слой наполнителя.

Судьба посылки была непростой — сначала её почему-то отправили в 20-е почтовое отделение, откуда произвели операцию под страшным названием «засыл, досылка» уже на Главпочтамт, то есть, нулевое отделение. Наверное, это произошло потому что я по невнимательности указал верный адрес, но индекс затонского седьмого отделения, где жил раньше. И всё равно логистика довольно интересная. В тот же день, как посылка пришла в 20-е отделение, её отправили обратно в МСЦ. То есть, нельзя вот так просто взять и отправить посылку с улицы Шеронова на улицу Муравьёва-Амурского. Надо через Магистральный сортировочный центр. Таким образом, мешок с надписью "Московский почтамт" и коробкой внутри катался по городу дня три, а я пытался получить посылку.

Но всё-таки я её получил, а придя домой обнаружил в почтовом ящике уведомление на неё. Кстати, почтальон потеряла ключи от нашего подъезда и теперь, если не дозвонится по домофону до квартиры адресата, оставляет корреспонденцию в щели подъездной двери. А там и ветры дуют, и выходящий может не заметить маленькое извещение или письмо, оно затопчется. Причём, судя по разговорам из очереди в четвёртое окно отдела посылок на Главпочтамте, моя история не единственная. В общем, надо подарить почте ключ от подъезда за то, что не разбили мой патефон. Ох и добрый я...

На видео показана распаковка посылки, где можно оценить качество упаковки от нормальных продавцов с аукционов и первое включение на том хай-фае, который оказался под рукой — колонки от музцентра «Philips», усилитель «Радиотехника У-7101» с родным фонокорректором.


Метки: ,
Лев за решеткой

Кремлёвские зарисовки в ожидании международных посылок

Кремль. В кабинете у президента.

— Господин президент, наша почта и таможня не справляются с потоком посылок из зарубежья!

— Почему наши граждане покупают всё в зарубежных интернет-магазинах и на аукционах?

— Там в два-три раза дешевле, чем продают наши торгаши и там можно найти всё!

— Какие у вас предложения? Увеличить штат рядовых таможенников в ММПО и увеличить зарплату почтовикам? Я ж недавно подписал указ о сокращении числа госслужащих, отменять чтоли?

— Нет, мы не будем нарушать традиции госуправления и решим проблему, подняв налоги на импорт, как мы делали это всегда!

— Да вы волшебники! Как с машинами? Клааас... Придумайте отмазу для лохов и пустите её по зомбоящику! Да и русский бизнес скажет нам спасибо...


На просторах Интернета.

«По словам главного таможенника страны, лишь активизацией взаимодействия ФТС и „Почты России“ здесь уже не обойтись. Преодолевать пиковые нагрузки всё сложнее. А в сентябре, напомнил он, произойдет сезонная вспышка деловой активности, начнутся предновогодние заказы и нагрузка вновь резко возрастет. „Чтобы снять остроту вопроса, надо дать прогнозы роста этой форме почтовой торговли, оценку этого экономического явления и переместить почтовые потоки в другую плоскость. С фискальной составляющей“, — сказал Бельянинов.» — «Российская газета», 14.06.2013.


Примечание автора: Это путин приучил всех лить воду понапрасну? Что значит «активизация взаимодействия ФТС и «Почты России»? В ММПО на импорте каждому таможеннику полагается по два почтовых работника, куда ж ещё активизировать? По сути дела, этими словами прикрывается, в частности, известное распоряжение путина сократить число госслужащих. Только министры скоро в каждом общественном туалете будут на входе бумагу отматывать, а таможенных «чернорабочих» реально сократили.

Я уж не говорю о более очевидных фактах — о куда более широком ассортименте, предоставляемым международной торговлей, и ценой, которая наиболее приближена к реальности. То, что я купил свою «Pentax K-5 IIs» в состоянии б/у, близком к идеальному, в два раза дешевле, чем продают аналогичный товар, б/у в России — это тоже факт.

Раздражает то, что в нашем славном королевстве все гланды через ж#пу выдирают — взять вон пресловутые пешеходные переходы в центре Хабаровска, эти знаменитые «скотозагоны имени Соколова»... Есть проблемы с общественным транспортом? Да ну, их решать дорого и тут же думать надо. Давайте сделаем вид, что для решения всех проблем надо просто половину бульваров вырубить под парковки и заборами пол-центра перегородить. Это пешеходы создают автомобильные пробки!..

Лев за решеткой

Программа развития Дальнего Востока: «Что не утонет — то сгорит!»

В эти минуты на площади Ленина проходит концерт, приуроченный к годовщине образования Хабаровского края. А вот интересно, кто-нибудь в нашем сказочном царстве отвечает за то, что в условиях повышенной загазованности в городе проводится массовое мероприятие на открытом воздухе?

Как мы знаем, осенью и весной у нас регулярно случаются не только наводнения, но и лесные пожары, которые, по большому счёту, никто не тушит. Регулярно горят поля и леса в ЕАО и приграничном Китае, а в новостях на телеканале «6ТВ» делают смешные репортажи о том, что это во всём пострадавшие от наводнения дачники виноваты, которые жгут мусор на своих участках. Впрочем, можно ли всерьёз воспринимать журналистов, у которых во время страшной беды, обрушившейся на город и край, не случилось ни одной серьёзной аналитической передачи на тему причин этого наводнения? Зато каждый день утром и вечером в новостях показывали скачущих по дамбам наперебой Шпорта и Соколова, которым нужно было победить на мэрских и губернаторских выборах.

Глядя на всю эту вакханалию обывательским взглядом, программу развития Дальнего Востока выражаешь в простых словах: «Что не утонет — то сгорит!».

Лев за решеткой

Парк «Динамо» и Городские пруды

Теперь со вкусом стереозвука! Продолжаю формировать впечатления от «Домиплана». В работе нашёл неудобным кольцо диафрагмирования, которое легко задеть при фокусировке. Причём, обнаружилось это совершенно случайно — часть кадров отснял, удивляясь, какая у него ГРИП и что почти не приходится крутить фокусировку, а потом наощупь понял, что диафрагма прикрыта на 2-3 стопа.

В советском триплете «Индустар-61 Л/З» кольцо диафрагмирования совсем тонкое и расположено на самом краю объектива, в то время как кольцо, двигающее геликоид, значительно больше. От этого случайно крутануть диафрагму надо постараться.

Казалось бы, немцы-немцы, но и у них бывали недочёты.

Без мультипросветления он позволяет создавать при сильном контровом такую засвеченную и с низким контрастом картинку, которую так любят использовать HDSLR-щики. А тёплая ламповая картинка, как и в прошлом видео, обеспечивается при настройке баланса белого «Тень».

Лев за решеткой

Осеннее видео с Meyer-Optik Görlitz Domiplan 2.8/50

На днях взял на время немецкий полтос-триплет «Meyer-Optik Görlitz Domiplan 2.8/50» с рекомендацией «на цифре он как „Гелиос“, попробуй его на видео». Пока сделал небольшую зарисовку в парке им. Гагарина. Прикольный, надо сказать, парк. Весь заросший, кажется, вот-вот наткнёшься на чей-то труп или маньяк вылезет из кустов. Хотя, даже вечером буднего дня там достаточно многолюдно — ходят пары, ходят по одному, ходят бабушки с детьми. Гулять-то больше негде. Почистить его от бурелома, от мусора, сделать дорожки из брусчатки там, где сейчас грязные тропы, привести в порядок забор, поставить скамейки, урны и освещение... Это ж сказка будет, а не парк.

Объектив не менее прикольный, хоть и в достаточно потрёпанном состоянии. Объектив имеет всего три линзы в трёх группах, «триплет Кука». В межлинзовом пространстве видны волоски и пыль, кольцо фокусировки люфтит (сказываются особенности конструкции) и при этом туго ходит.

Весьма интересный эффект получается на бесконечности — сферическая аберрация даёт рисунок почти как у монокля. На видео все кадры сделаны на диафрагме 2.8.

У внешнего микрофона обнаружен серьёзный недостаток — его необходимо не забывать включать перед съёмкой. Бо́льшая часть кадров была снята без звука. Пришлось искать музыкальную подложку. Из современной эстрады на тему осени один треш попадается, спасибо композитору А. Рыбникову — его тема из фильма «Осенняя история» заставила подогнать кадры по длительности на хронометраж чуть больше 2 минут. Кратк. — с. тал.

Лев за решеткой

Мои кадры на «Первом канале»

На «Первом канале» на днях вышла передача «Большая вода. Противостояние». Смотрел вполглаза. Но тут взгляд остановился на знакомых кадрах. Присмотрелся — ну точно! А вот ещё один, и ещё... Досмотрел до титров, туда внесли большой список благодарностей, а насчёт моих и чужих видео отписали «Использованы материалы портала You Tube и спутникового агентства NASA».

Я до этого обращал внимание, что в новостных репортажах довольно часто используют съёмки, загруженные на YouTube и другие видеосервисы. С развитием технологий именно общественная журналистика зачастую оказывается в нужное время в нужном месте. И почти во всех случаях в титрах я мог прочесть даже ник автора.

«Вот, — думал, — какие грамотные и серьёзные журналисты, редакторы, как скрупулёзно выполняют свою работу, как любят они свою профессию...»

И что же — «использованы материалы портала You Tube»? Сам видеохостинг Youtube не снимает свой контент, это не информационное агентство. Наверное, на перечисление авторов материалов не хватило места в титрах.

Мои видео о наводнении находились под стандартной лицензией YouTube, а не CreativeCommons, которая позволила бы без всякого ведома использовать эти материалы где угодно и как угодно (условия устанавливаются параметрами лицензии CC). Трансляция видео под значком © — это пиратство? Окей, я не против пиратства, но тогда не надо блокировать p2p-трафик, пытаться ограничить Интернет дурацкими законами. И в новостях на «Первом» не говорите о пресловутом чёрном списке сайтов.

Редактор, все мы пиратим что-нибудь в своей жизни, я не спорю с утверждением, что искусство принадлежит природе (или народу — в разных интерпретациях), но будь культурным человеком, напиши в личку, спроси лишний раз согласие. Нет — либо это ниже достоинства редакторов «Первого канала», либо монтаж как всегда делается в бешеной спешке и надо очень быстро забить таймлайн в «Премьере».

На самом деле, мне приятно, что созданное мной кому-то полезно. Не надо думать, что я собака на сене, ставлю метки на свои фотографии и титрую видео из вредности. Это чтобы грамотный человек, увидев интересный материал, мог увидеть автора и связаться со мной. Я могу дать «сгон» репортажа без титров, могу дать неcмонтированный оригинал, нужно только попросить по-человечески...

Лев за решеткой

Рукотворный максимум

Хабаровск, ул. Ремесленная. Эвакуация жителей в связи с подтоплением.

22.08.2013. 19:27. Хабаровск, ул. Ремесленная. Эвакуация жителей в связи с подтоплением.


«...формула «исторического максимума» проста и трагична. В стране, власть которой живёт одним днём и не имеет государственного подхода к развитию стратегических отраслей, а коммерческие интересы поставлены выше безопасности граждан, любая природная стихия грозит перерасти в катастрофу...»


Станислав Сливко.
Фото: автор этого блога.


Наводнение на Дальнем Востоке некоторые СМИ освещают под заголовком «Исторический максимум», тем самым давая понять, что регион столкнулся с небывалой в истории природной стихией. И действительно, масштабы бедствия впечатляют — затоплению подверглись не только сельские населённые пункты, сельскохозяйственные угодья, островные дачи и низинные места, но и крупные города. Речь идёт о непосредственной угрозе Благовещенску, Комсомольску-на-Амуре и, наконец, федеральной столице — Хабаровску. Это уже не десятки, а сотни тысяч потенциальных пострадавших. И миллиарды убытков. Причём отнюдь не рублей…

Однако любые рекордные цифры являются результатом сложения нескольких факторов, и амурский «исторический максимум» не стал исключением. В нём можно выделить три крупных пласта: природный, народнохозяйственный и политический.

Природные причины бедствия налицо. Амур — крупнейшая дальневосточная река, отличающаяся довольно суровым нравом. Крупные ежегодные паводки здесь происходят не после весеннего вскрытия рек, а в августе. Причиной тому становятся муссонные дожди в верхнем и среднем течении. Экстремально высоких отметок уровень Амура достигает примерно раз в тридцать лет, и нынешнее наводнение тому пример. Его предшественником был паводок 1984 года, когда у Хабаровска был достигнут уровень в 620 сантиметров. Исторический же максимум в 642 сантиметра фиксировали в 1897 году. В этот четверг, 22 августа, Амур установил новый рекорд — 702 сантиметра и останавливаться на достигнутом не намерен. Гидрологи прогнозируют увеличение уровня воды до 780 сантиметров, но имеются и более пессимистичные прогнозы. В частности, некоторые специальные службы получили данные о возможном увеличении уровня воды до 9 метров. Современная картина явно выбивается из исторического контекста и на первый взгляд вызывает недоумение. Логично превышение уровня реки на десяток или несколько десятков сантиметров, но чтобы на метр и более… Но этому феномену есть своё объяснение.

Современное состояние науки и техники позволяет регулировать стихийные процессы, не только сводя их разрушительное воздействие к минимуму, но и получая при этом немалую материальную выгоду. Масштабная система государственного планирования, созданная в СССР, позволяла не только укрощать энергию рек, но и превращать её в электричество с помощью гидроэлектростанций. На Дальнем Востоке до 40% стока в Амур дают реки Зея и Бурея. В 1930-х годах появились проекты создания крупных ГЭС в их бассейнах, перешедшие в практическую плоскость к середине 1960-х годов. Цели преследовались двоякие: обеспечить народное хозяйство Дальнего Востока дешёвой и доступной энергетической мощью, в то же время сделав более безопасным хозяйственное освоение Приамурья. С помощью долгосрочного научного прогнозирования планировалось регулировать уровень Амура, своевременно накапливая и сбрасывая воду из ГЭС. Результатом этого стало строительство Зейской (1964—1985 гг.) и Бурейской (1976—2007 гг.) ГЭС.

Но если в советские годы гидроэнергетика была полностью государственной и её деятельность обеспечивали многочисленные НИИ и учреждения, то после 1991 года ситуация коренным образом изменилась. С 2004 года Зейская и Бурейская ГЭС принадлежат ОАО «РусГидро», и перед ними поставлена чисто капиталистическая цель извлечения прибыли. По официальным данным, вырабатываемое электричество продаётся населению по 3-4 рубля за кВт/ч и импортируется в Китай по цене чуть более 1,5 рубля кВт/ч. Объяснение даётся простое: на Дальнем Востоке — переизбыток мощностей, т.к. суммарная мощность существующих станций в 2,5 раза больше потребностей региона. Продавать энергию в другие регионы невыгодно — слишком высоки издержки при передаче. Единственный вариант — продавать излишки в Китай, однако там отказываются платить по российским тарифам. В итоге из положения два выхода — либо закрывать станции, либо продавать энергию в КНР, но только на их условиях. Сложившаяся ситуация стала возможной в результате экономического погрома в 1990-е годы, лишившего Дальний Восток былой индустриальной мощи.

Этим летом коммерческие интересы и задачи противодействия амурским паводкам вошли в конфликт. Зейская и Бурейская ГЭС в летние месяцы не производили масштабных сбросов воды, экономя её для обеспечения работы в зимние месяцы. Поэтому в июле уровень Амура у Хабаровска варьировал в пределах 2—3 метров. Когда же подошёл мощный паводок, резервуары водохранилищ оказались заполненными, и ГЭС начали экстренно производить сброс воды, наращивая объёмы по мере развития наводнения. Вместо того, чтобы сбросить воду в июне и июле, а затем перехватить паводок в августе и минимизировать его последствия, руководство ГЭС своими действиями обрушило паводок на Приамурье практически в чистом виде. Закономерен вопрос: неужели у крупного холдинга «РусГидро» нет собственной системы прогнозирования? Как гласит официальная информация, она есть. Вот только наличие службы не гарантирует её эффективность, да и прогнозы имеют определённую степень риска. А любые риски чреваты коммерческими издержками и потерей прибыли. Поэтому в силу вступили механизмы перестраховки. Чем они обернулись для жителей Дальнего Востока, мы все прекрасно видим. Государство же, приступившее этим летом к уничтожению своей академии, выступило в роли стороннего наблюдателя, вынужденного организовывать ликвидацию последствий превышения «исторического максимума». И здесь в дело вступило политическое слагаемое формулы общего бедствия.

Вышло так, что катастрофический паводок совпал с активной фазой предвыборной борьбы. 8 сентября в Хабаровском крае состоятся самые масштабные за всю постсоветскую историю выборы, а всего будет проведено около 360 избирательных кампаний. В том числе выборы губернатора края и выборы мэра города Хабаровска. В числе основных претендентов на эти должности находятся выдвиженцы «Единой России» — врио губернатора В.И. Шпорт и действующий мэр Хабаровска А.Н. Соколов. Создаётся впечатление, что при исполнении своих служебных обязанностей кандидаты руководствуются указаниями политтехнологов. Руководство ликвидацией последствий от наводнения для первого лица края вполне естественно. Но не в том случае, когда губернатор в сопровождении съёмочной группы и свиты чиновников даёт командирам воинских подразделений указания о производстве в сержанты отличившихся на строительстве дамбы солдат. Не сходя с экранов местных телекомпаний, Вячеслав Шпорт зачастую в интервью использует фразы «я распорядился», «я организовал», «я провёл», «я проверил»… Возникает ощущение, что каждое интервью — небольшой агитационный ролик, призванный показать эффективность действий краевой власти, безальтернативность кандидата и его незаменимость на посту губернатора.


Khabarovsk: The Evacuation

22.08.2013. 19:17. Хабаровск, ул. Ремесленная. Спасатели МЧС готовят резиновые лодки, чтобы вывозить жителей затопленных домов.


Подобное ощущение испытывают многие хабаровчане: из двух с лишним тысяч опрошенных ИА «Амурмедиа» жителей края более половины считают действия власти по борьбе со стихией показухой. Между тем провластные СМИ объясняют отказ Вячеслава Шпорта от участия в предвыборных дебатах его неустанной работой по ликвидации последствий наводнения, недвусмысленно намекая на праздность всех остальных кандидатов. Что не помешало ему встретиться со своими сторонниками и посетить концерт Анастасии Волочковой, подарив балерине пышный букет.

Но насколько эффективны мероприятия власти, если не считать пиар-кампаний? Старожилы имеют уникальную возможность сравнить реалии современности с практикой борьбы с наводнением 1984 года. Тогда обуздание стихии происходило, что называется, в рабочем порядке — специальные службы и части Советской Армии спокойно делали своё дело, а пострадавших без излишнего ажиотажа эвакуировали в пункты размещения.

Скошенное в июле сено размещалось в опасных районах на высоких местах, а в случае сильного паводка материальные ценности перевозились в специально отведённые районы. Существовавшая система контроля над дамбами, плотинами и насыпями позволяла поддерживать их в состоянии постоянной готовности, а планирование застройки Хабаровска не допускало строительства в опасных местах. Систематически проводились работы по углублению русла Амура. Иными словами, действовала государственная система.

Сейчас ситуация иная. На протяжении последних 20 лет система гидротехнических сооружений пришла в упадок, так как контролю в полном объёме были подвержены лишь некоторые её узловые элементы. Для сооружения на набережной Хабаровска защитных сооружений из узкой линии мешков с песком мобилизованы добровольцы и армейские части, но эта мера вызывает у многих сильные сомнения в её действенности. Жилищно-коммунальное хозяйство Хабаровска оказалось не готово к встрече стихии: 21 августа вода добралась до одной из крупнейших улиц города, Пионерской, и движение в половине Хабаровска из-за возросшей нагрузки на другие улицы было парализовано. Причём затоплена улица была через ливневую канализацию, где ливневые стоки почему-то оказались открыты.

В настоящее время имеется реальная опасность затопления прибрежных районов Хабаровска. Выяснилось, что за последние годы застройка проводилась в местах, не предназначенных для строительства ввиду большой опасности их затопления при высокой воде. При дальнейшем повышении уровня Амура угроза создаётся канализационным насосным станциям, отказ которых чреват для всего 600-тысячного города катастрофическими последствиями.

Бутилированная вода в Хабаровск доставляется самолётами МЧС из Забайкалья, хотя есть возможности её доставки с территории края и из Приморья в нормальном режиме. В целом создаётся картина того, что городские и краевые власти не имели и не имеют на данный момент не только отлаженной системы борьбы с паводком, но и даже ясной стратегии этой борьбы. Вместо этого происходят лихорадочные, бессистемные и локальные попытки справиться с крупным бедствием. И это при том, что подъём уровня воды происходит постепенно, на 10—30 сантиметров ежедневно, а не как в Крымске.

Даже полпред президента в ДФО Виктор Ишаев назвал сложившуюся ситуацию маразматической, не говоря уж о более непарламентских выражениях пострадавших жителей Хабаровска и Хабаровского края. И если всего лишь несколько дней назад городская набережная была полна людей, которые пришли отдохнуть и почувствовать себя свидетелями исторического события, то сейчас ситуация сложнее. Даже выгодно представленные в СМИ действия властей не внушают уверенности, а прогнозы гидрологов и метеорологов заставляют хабаровчан запасаться питьевой водой и всеми необходимыми продуктами.

Таким образом, формула «исторического максимума» проста и трагична. В стране, власть которой живёт одним днём и не имеет государственного подхода к развитию стратегических отраслей, а коммерческие интересы поставлены выше безопасности граждан, любая природная стихия грозит перерасти в катастрофу. Мы видели это на примере Крымска и Саяно-Шушенской ГЭС. Теперь же видим на примере Дальнего Востока. Что будет завтра?

Лев за решеткой

Развитие наводнения на ул. Ремесленной

21 августа 2013 года. На участке между домами №№ 23, 15Б и 17 работают две пожарные машины, на протяжении дамб вдоль домов №№ 23, 25, 27 — около пяти мотопомп, но вода находит всё новые пути по подземным коммуникациям, выбивается на поверхность из-под земли, из люков канализации, из-под насыпных дамб. По всей видимости, протекание воды через насыпи связано с тем, что они были недостаточно утрамбованы при возведении.

Вода заполняет относительно низменные части — стекается во двор между 23-м и 25-м домом, во дворы домов № 1, 3 по пер. Ладожскому, затапливает подвал дома № 29 по ул. Шевчука, двухэтажные дома по чётной стороне ул. Ремесленной, вплотную подбирается к домам по нечётной стороне.

Подтоплена КНС. Заводоуправление РЭБ флота продолжает работать на дизель-генераторах.

Breaking News, 22.08, 17:30. Вдоль домов по ул. Ремесленной ездят машины МЧС с громкоговорителями, говорят про эвакуацию. Подогнали автобусы. Прошедший ливень подтопил район остановки «Прибрежная». Фундамент дома № 23 в воде. Понаехали корреспонденты, в том числе федеральных телеканалов. Где «Губерния»? Где эти любители жаренных новостей и красного словца?

Лев за решеткой

Укрепление Набережной

Сегодня был на Набережной им. Г. И. Невельского у парка им. Муравьёва-Амурского. Территория у берега оцеплена нарядами полиции. Особого недовольства среди граждан не заметил. Видимо, все понимают чрезвычайность сложившейся ситуации. В Благовещенске участок набережной во время наводнения обвалился, подмытый водой. Что происходит под водой у хабаровской набережной, никому неизвестно.

У «цветной лестницы» выставлено полицейское оцепление, лестницы с Комсомольской площади закрыты, горожане пролазят под воротами. Со стороны Речного вокзала для осмотра набережной можно пройти к причалу, у которого стоял дебаркадер. Работают так же два летних кафе, расположенные там же.

В работе по возведению укреплений участвуют солдаты и волонтёры. Под утёс, на котором возвышается известная каждому горожанину бывшая Спасательная станция, грузовики возят бетонные блоки для укрепления оползнеопасного склона.

Когда объявляется режим ЧС, бывает так, что информация устаревает и становится неточной в течение дня, а то и 3-4 часов. В титрах приведена прямая речь ген. директора парка о том, что ограничен только подход к перилам на расстоянии трёх метров. Однако уже во время съёмки территория была оцеплена нарядами полиции, чтобы горожане, которых в эти дни у берега Амура необычайно много, не мешали укрепительным работам. Это распоряжение врио губернатора В. И. Шпорта.

Улицу Ремесленную, показанную в прошлом видео, продолжает подтапливать, причём, какова доля воды из Амура и сколько налилось сверху за эти дни, сказать сложно. Для откачки воды продолжают работать мотопомпы и пожарные машины. По слухам, завтра отключат свет, хотя у подстанции около дома № 23 ещё позавчера была навалена куча песка для отсыпки.

Лев за решеткой

Подтопление по ул. Ремесленной


Пока Хабаровск готовится встретить рекордный уровень Амура за всю историю наблюдений, на моей малой родине, в Затоне, отсыпают дамбы. Ремонтно-эксплуатационную базу флота сдали воде без боя, подтоплено так же два гаражных кооператива в районе улицы Ремесленной, сейчас задача — сдержать подтопление улицы Ремесленной, Шевчука, Павла Морозова и других, расположенных около прибрежной линии.

Сегодня производилась отсыпка грунта около административного здания по ул. Ремесленной, 15 Б. Вода перелилась через дамбу, сооружённую вокруг домов №№ 23, 25, 27, подтопив придомовую территорию. Судя по кадрам с булькающим «гейзером» у дома № 23, вода перетекла через колодец, как в школьном учебнике, по закону сообщающихся сосудов из раздела гидростатики.

Силами пожарных расчётов Военной пожарной команды производится откачка воды за дамбу.

Лев за решеткой

Большая вода на Амуре, импровизация «Azari Show» на площади Ленина

Смотрю, мои френды отписались по поводу большой воды на Амуре, такой общественный резонанс во френд-ленте... Действительно, не каждый день уровень воды у Хабаровска такой высокий. У нас затопило дачу по самое ага. Уже в прошлую субботу приехали утром, начали собирать кое-какой урожай, что успело вырасти. Картошка размером с перепелиные яйца, морковь не больше мизинца. Вода к тому времени была уже на соседнем участке, который ниже нашего. К обеду вода начала наступление на наш огород, перелилась на тропинку и заполнила ложбину. Выбирались к трём часам дня по колено в воде. Уровень был около четырёх с половиной метров и путь к остановке был ещё сухой.

Обновление моей рабочей лошадки, с которым она обзавелась расширением оперативной памяти до 16 Гб, позволило без проблем монтировать в «Premiere», что с восемью гигами было большим затруднением, система постоянно глючила и жаловалась на недостаток оперативки. В итоге могу явить миру свой взгляд на большую воду у Набережной им. Невельского. (Воду смотреть с 11:20.)

У всех фотографии, а у меня картинка движется! :)


Вечером 10 августа прохожие на площади Ленина могли наблюдать чудеса контактного жонглирования и манипуляций бугенгами в исполнении артистов творческой экспериментальной шоу-группы «Azari Show», которые, если верить их сайту, работают на ниве местных корпоративов и городских праздников с 2010 года.

Лев за решеткой

Дождь

_IMG6783

С точки зрения художника наиболее выразительные фотографии ночного города можно получить после дождя — художественность, необычный, чудесный рисунок достигается засчёт асфальта, который от воды становится почти глянцевым и отражает разноцветные блики от уличных фонарей, светофоров, рекламных вывесок и экранов. А с современной фототехникой нет никаких технических препятствий снимать во время дождя. Пылевлагозащищённая камера выдержит. Обычный объектив без уплотнителей тоже сможет снимать, если мочить его без фанатизма. Ну и переднюю линзу желательно защитить глубокой блендой или светофильтром.

Так как съёмка под проливным дождём минувшим вечером в мои планы не входила, кадры были сделаны по большей части навскидку, без особых размышлений по поводу смысла жизни. Камере пофиг, а человеку весьма некомфортно, когда джинсы и футболка липнут к телу, а в замшевых ботинках хлюпает.

Дождь в жанровой съёмке — это способ вывести человека из обычного состояния в необычные обстоятельства. Кто-то бежит скорее домой, кто-то вскидывает руки к небу и радуется как ребёнок прохладной влаге после душного дня.

Да и в конце концов, это очень нетривиально. Много ли фотографий сделано под дождём? Не так много, как тех, в которых дождя нет.

Не претендуя на хорошую задумку и высокое художественное качество, оставлю для истории несколько фото под дождём.

_IMG6796
Лев за решеткой

Вечерний бульвар

_IMG6767

Как показывает практика, новые светодиодные фонари на Амурском бульваре дают вполне неплохой свет для съёмки поздним вечером. В то же время, новая камера не так уж сильно и шумит на чувствительности 1600 ед. ISO. Экспопара фотографии — 1/30 с, 2.8 (Pentax SMC DA 40/2.8 Lim), работает стабилизатор, включен режим компенсации теней и компенсации засветок.

Но в освещении радует не столько его яркость, сколько постоянная цветовая температура от фонаря к фонарю, из-за чего нет ощущения зелёно-жёлтой психоделики, как в иных местах города.

Смотреть дальше...Свернуть )